12-летнее обучение: к чему должны быть готовы вузы

Главная Новости

12-летнее обучение: к чему должны быть готовы вузы

Image

Вопрос перехода к 12-летнему обучению в школах поднимался и ведется с первых лет обретения суверенитета. Но по разным объективным причинам, экономическим, прежде всего, неготовности системы образования, отсутствия политической воли руководителей страны он всё время откладывался.

Надо отдать должное нынешнему руководству страны за стремление и решительность превратить страну в процветающее государство через модернизацию образовательной системы.

С переходом к новой системе школьного образования начинается новый этап в дальнейшем развитии Кыргызстана.

Концепция и решение руководства страны о переходе Кыргызстана на 12-летнюю систему общего образования вызвали неподдельный интерес. Широкая общественность, эксперты, организаторы образования, родители активно включились в обсуждение нововведения.

Разные взгляды и подходы, порой противоборствующие и взаимоисключающие, нашли отражение в дискуссиях. Но ясно одно, что действующая система школьного образования больше не отвечает требованием времени, не соответствует современным вызовам. Она не признается международным сообществом и не может полностью интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Именно основываясь на международные стандарты и успешные практики других стран, Министерство образования и науки республики разработало данную концепцию, призванную повысить качество образования, развить необходимые сегодня навыки и знания у школьников, а также обеспечить конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда.

В соответствии с переменами в школе должна измениться и деятельность высших учебных заведений. И здесь у нас есть не мало вопросов: как будем переходить к новой системе, с какого года начнем прием первых выпускников 12-летнего обучения, по какой программе и на каком уровне - бакалавриате или магистратуре - будем готовить педагогов с учетом новой системы и др.

Словом, вузы должны быть готовы к реформе школьного образования и не только быть готовы, а логически продолжать непрерывное образование выпускников школ с тем, чтобы подготовить специалистов, способных реализовать свой профессиональный потенциал в условиях постоянно меняющегося мира.

В настоящее время вузы как готовили педагогических специалистов по определенным направлениям, так и продолжают готовить. Между тем ветер перемен уже обдувает университетские стены. В связи с этим суть концепции и грядущих изменений в системе школьного образования разъясняем профессорско-преподавательскому составу и студентам.

 Доводим до сведения коллег, студентов, родительского сообщества сведения о том чем вызвана школьная реформа, в чём состоит её смысл и содержание, какие цели ставятся и какую пользу принесёт новая система людям, обществу и государству.

На мой взгляд, достоин внимания система вузовского образования в Пакистане, с которой я познакомился посетив университет Ага Хана в Карачи в составе кыргызской делегации во главе с министром Докдуркул Кендирбаевой.

Здесь, в институте развития образования действует модель, суть которой заключается в том, что в бакалавриате готовят только узких специалистов, например, математиков, и обучают сугубо математические дисциплины. При этом выпускник-бакалавр не может идти работать в школу. Для этого ему необходимо будет отучиться ещё 1,5 года в магистратуре, где усвоит педагогические дисциплины, психологию, методику преподавания, пройдет педагогические практики и получит диплом учителя, дающий право заниматься педагогической деятельностью в школе. Такой подход осуществляется и по другим направлениям.

Используя эту модель, мы могли бы решить ряд актуальных сегодня проблем. Так, реализовать коллабарацию предметов или объединение предметов по направлениям, что подразумевает переход на 12-летнее обучение. То есть вузы будут готовить, например, учителей физико-математического направления, когда один учитель сможет преподавать математику, физику и информатику или естественно-научного направления-учителей биологии, химии и географии. Постепенно это приведет в разработке общих учебников по направлениям. Это, несомненно, решит нагрузку и нехватку педагогов на местах и повысит качество образования и подготовку специалистов.

С окончательным переходом на новую систему школьного образования, первые выпускники которой предполагаются в 2028 году, сроки обучения в бакалавриате могут сократиться до 3-х лет за счет переноса педагогических дисциплин, психологии, методики преподавания предметов и педагогических практик на магистратуру, где обучение предполагает полтора года. Так что сроки обучения по сравнению с нынешними практически не увеличатся.

Причем магистратура не будет ждать только выпускников бакалавриата, желающих стать педагогами, а может реализовывать образовательные программы по подготовке педагогов для выпускников не педагогических направлений. Так, диплом учителя может получить программист и преподавать в школе информатику или юрист, пройдя курс магистратуры по педагогическим дисциплинам, вести занятия по обществоведению.

Здесь следует подчеркнуть то, что если мы перейдем с нового учебного года к такой модели магистратуры, то выпускники бакалавриата уже не могут работать в школе. То есть такое положение должно быть закреплено законодательно.

В сложившейся у нас ситуации, когда 4 года обучаем в бакалавриате и два года в магистратуре, до конца не можем ответить, кого готовим и чем выпускники этих ступеней отличаются принципиально. Возможно, только в небольшой разнице в зарплате.

 

В условиях новой модели высшего образования уже видна будет разница между бакалавриатом и магистратурой и их ответственность. Если выпускник не может решить математические задачи, значит это недоработка бакалавриата, ну а если он хорошо владеет предметом, но хромает в методике преподавания, значит виновата магистратура. 

На подобные недостатки в подготовке специалистов может и должен указывать работодатель. О них должен знать вуз и поэтому учебное заведение должно отслеживать своих выпускников, держать с ними постоянную связь. И в целях поддержания их профессиональной кондиции иметь отлаженную систему переподготовки и повышения квалификации учителей. Другими словами, каждый учитель периодически, скажем через каждые 5 лет, в обязательном порядке должен пройти курсы повышения профессиональной квалификации.Со временем учителя должны прийти к пониманию необходимости своего профессионального развития, чтобы улучшить свои предметные и педагогические знания и дальше развивать навыки учащихся в соответствии с требованиями и потребностями общества.

Реалии сегодняшнего дня показывают нам, что выпускники педагогических специальностей, пусть даже окончившие с красным дипломом, уже не отвечают требованиям новой школы, не смогут работать по-новому. А значит не актуальны. Надо менять подход к образованию, надо идти в ногу со временем. 

Эти и другие вопросы, связанные с грядущими изменениями в образовательной деятельности университета, мы обсудили с коллегами и предложили руководителям институтов, кафедр внести свои предложения в части изменения учебных программ.

Здесь нужно провести большую комплексную работу по обновлению государственных стандартов, изменению и переработке программ, учебных планов, разработке и внедрению новых образовательных IT-технологий, которые должны быть разработаны с использованием компетентностного педагогического подхода.

 Следует также создать новые учебные и методические пособия и выработать и опробовать новую методику и методические подходы в обучении.

Таким образом высшие учебные заведения должны уже сегодня быть готовыми к процессу трансформации образования, который станет основой для подготовки молодых людей, обладающих компетенциями, необходимыми для успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, современных специалистов, способных сделать страну конкурентоспособной на региональном и глобальном уровнях.

 

 Данный материал можно прочитать в газете "Кут билим"        "Кут Билим" гезитинин сайтынан да окусаныздар болот

Ректор ОшГУ, профессор К.Кожобеков,