Мальчик из села Ак-Булак, что в Ноокатском районе, мечтавший стать пастухом, сегодня — учёный, изучающий социально-политические процессы XIX века по архивным источникам. В этом интервью историк, преподаватель Нурсултан Кубаньчбек поделился своими мыслями о детских мечтах, студенческом лидерстве, опыте работы директором, трудных днях в Ташкентском архиве и своей истинной цели в науке.
— Перед интервью, кто такой Нурсултан, расскажите о его детских мечтах, о его характере?
— Я родился в 1994 году в селе Ак-Булак Кыргыз-Атинского айыл окмоту Ноокатского района. Моё детство было беззаботным и полным мечтаний. Помню, как однажды, выслушав историю об Адаме и Еве, мы с братом попытались слепить из глины человека и вдохнуть в него жизнь (смеётся). Когда брат наконец сказал: «Не получится», я очень расстроился. Когда-то у нас дома были овцы, и я их пас. В те годы, когда наша классная руководительница Джумагуль спросила: «Кем ты хочешь стать в будущем?», я написал: «Я хочу стать пастухом». Я самый младший в семье. Я рос обычным мальчиком, и у меня до сих пор сохранились следы мальчишеского поведения. Но я был ответственным, послушным ребенком. (На фото с моей классной руководительницей)
![]()
— Кто повлиял на ваш выбор истории?
— Моя бабушка рассказывала интересные истории о древних событиях и жизни тех, кто их переживал. В нашей семье также обсуждались общественная жизнь и история. Всё это, должно быть, способствовало моему интересу к истории. Вдохновением для меня стали учителя в школе. Лучшие учителя истории: Баймурзаев Кубанич агай, Максимова Айсалкин ежеке. Они возили нас на олимпиады по истории и обществознанию. Айсалкин ежеке научил нас ещё больше, а мальчик, пасший овец, вдохновил нас на изучение истории. Когда я закончил школу, я выбрал историю в качестве дополнительного теста на общенациональном экзамене. Результат был хорошим. Мой старший брат сделал решающий выбор, и мы лично отвезли его в Ошский государственный университет и подали документы на исторический факультет.
— Ваша первая карьера началась с должности студенческого омбудсмена в Ошском государственном университете?
— На третьем курсе меня избрали председателем молодежного комитета исторического факультета, и я стал участвовать в сфере студенческого самоуправления. Годом позже должны были состояться выборы студенческого омбудсмена и молодежного комитета Ошского государственного университета. В то время выборы в эти студенческие структуры проходили с большой конкуренцией. Соответственно, социальные, культурные и массовые мероприятия среди молодежи также были на высоком уровне. Таким образом, я был избран студенческим омбудсменом университета большинством голосов. Работа студенческим омбудсменом открыла для меня большие возможности в жизненном опыте.
![]()
— В вашей профессиональной карьере управление учебными заведениями Ошского государственного университета занимает важное место. Как начался ваш путь от преподавателя до директора?
— Моя преподавательская карьера началась в 2016 году в лицее «Билим» Ошского государственного университета. После года работы там учителем истории директор Болушева назначила Йоогазын Ежеке заведующей учебным отделом. На самом деле, у меня было мало педагогического опыта. Однако Йоогазын Ежеке сама руководила и проводила множество школьных мероприятий. Год спустя, по инициативе тогдашнего ректора Каныбека Исакова, в районах должны были открыться гимназии. Тогда он сам сказал: «Вскоре мы откроем гимназии в районах и рассмотрим кандидатуры преподавателей «Билима» на должность директора». Йоогазын Ежеке и проректор Ташболот, курировавший школы, сказали ректору: «Нурсултан готов, его отправят в путь». Таким образом, меня назначили директором гимназии, открытой в Кара-Суу. Я использовал опыт, полученный в лицее «Билим». Я также организовал учебный процесс в этой системе.
![]()
— Каковы были ваши главные принципы, когда вы были директором школы?
— На самом деле, в недавно открывшейся гимназии не было ни одного учителя или ученика. Сначала мы набирали учителей, а затем вместе с ними ходили по домам в городе Кара-Суу, на рынок и в соседние деревни, чтобы набирать учеников. Когда завтра должна была начаться работа в школе, мы шли в мебельный магазин и начинали работать. Я старался привлечь лучших специалистов. Я верил, что они обеспечат качество. Большинство учителей в гимназии Кара-Суу были молодыми, моего возраста, на 2-3 года моложе меня. Однако я обращался к их учителям и одноклассникам и набирал лучших выпускников. Некоторых из них я просил работать у нас, переведя их из других школ и на другие курсы. Позже, проанализировав ситуацию, я обнаружил, что почти все они были молодыми людьми, окончившими бюджетный университет, почти все с отличием. Они показали результаты в первый год обучения. Наши самые первые выпускники получили наивысший балл в Кара-Сууском районе. В последующие годы они были удостоены почетной грамоты «Золотая печать». Однако удержать таких специалистов на одном месте сложно, им необходимо постоянно расти и развиваться. Некоторые из них в настоящее время успешно работают на руководящих педагогических должностях в учебных заведениях. Некоторые «патриотически» трудятся в гимназиях.
![]()
— В настоящее время вы работаете преподавателем и руководителем программ в Институте истории и права. Было ли сложно перейти от вашей предыдущей административной работы к преподаванию?
— Есть разница между школьным и высшим образованием. Основная деятельность в школе — это образование и воспитание. Уровень предмета и педагогические навыки преподавателей в Кара-Суу были очень хорошими. Как преподаватель, я имею коллег, которыми восхищаюсь. Они работают творчески и с самоотдачей. Но я проводила больше времени в лицее и гимназии, чем за преподаванием. В высшем образовании больше внимания уделяется образованию и науке. После перехода на факультет я стараюсь хорошо преподавать и развивать знания и опыт. Это тоже сопряжено со своими трудностями и заботами.
— Ваши научные исследования в основном посвящены социально-политической жизни XIX века. Каковы причины выбора этого периода?
— На самом деле, мой научный руководитель, профессор Жээнбек Алимбаев, помог мне выбрать эту эпоху и направление. Преподаватель спросил: «На какую тему вы хотите, чтобы я изучала науку?» Я назвала несколько тем. Затем профессор сказал: «При выборе темы исследования лучше не ограничиваться узкой специализацией на защите диссертации, а выбрать научную проблему, имеющую высокую актуальность для киргизской исторической науки и широкую сферу применения. Даже после защиты диссертации необходимо проводить исследования и стать экспертом по этой эпохе». Позже я выбрал это направление.
![]()
— Вы сейчас работаете с документами из архивов Ташкента? Какую новую информацию они привнесли в ваше исследование?
— Архивные данные — это неопубликованные источники. В своем исследовании я пытался представить научному сообществу ранее неопубликованные архивные материалы о разделении южных киргизов на большешские племена, когда и как они формировались, о большешских правителях, биях, казиях, их структуре, функциях, проводимых для них выборах и коррупции на выборах.
— Был ли момент, когда вы, работая в архиве, были взволнованы и подумали: «Вот живое свидетельство истории»?
— Когда изучаешь архивные материалы, не всегда находишь то, что ищешь, во всем, что держишь в руках. Как правило, Ташкентский архив выдает только семь дел в день. Если в заказанных делах нет информации, приходится ждать до завтра. Так что приходится проводить еще один день в ожидании в чужой стране. На кону еда, жилье и время. Нужно радоваться таким вещам, а потом изучать их без остановки, чтобы не потратить ни минуты в архиве. Потому что до полудня отводится всего три часа, а после полудня — три. На улице забирают телефоны и запрещают фотографировать. Пишешь в блокноте ручкой. Это требует большого терпения. Если нужно получить копию необходимых страниц дела, за каждую страницу в наших деньгах приходится платить 400 сомов. Тариф высок для тех, кто приезжает из других стран. Но удовольствие от работы в архиве одинаково для историков. Если, как вы сказали, всплывают неизвестные или спорные вопросы, или вопросы, которые вы исследовали, вы приходите в восторг и не можете сдержаться, по-русски, у вас «адреналин». И вы бросаетесь снова копаться в архивах.
— Какие новые перспективы вы представляете в своих статьях об исторических личностях?
— Изучение наших исторических личностей началось после обретения независимости. Ведь в советской историографии наши бывшие исторические деятели считались «представителями угнетающего класса» и не получали объективной оценки. В настоящее время я провожу исследование детей и родственников Алымбека Датки. Поскольку исследования самих Датков проводились в большом объеме и им уделяется много внимания, исследований их детей, потомков и их деятельности мало. Более того, существует много путаницы относительно детей Алымбека Датки от первой жены, приемных детей и детей близких родственников. Я изучаю их, используя исторические источники. На данный момент я опубликовал две научные статьи на эту тему.
— Каковы ваши планы на будущую научную деятельность?
— Мои основные планы в научном направлении заключаются в том, что я утвердил тему своей докторской диссертации. Сейчас она утверждена ученым советом университета. Теперь она будет утверждена национальной аттестационной комиссией. Кроме того, я являюсь участником научного проекта «Изучение истории и этнографии киргизов, проживающих за пределами Кыргызстана» под руководством профессора Турдумамата Кадырова. В рамках этого проекта будут изучаться киргизы, проживающие в Узбекистане, Таджикистане (Жерге-Тал, Мургап, Кожент), Афганистане (киргизы Памира), Китае (киргизы Кызыл-Суу и др.), Турции (киргизы озера Ван).
— Чем вы занимаетесь вне преподавания? Какие у вас интересы?
— Я ничем другим, кроме преподавания и науки, не занимаюсь. Я ленив и у меня мало энергии. Однако я играю в волейбол, бильярд, а иногда и в теннис с коллегами и друзьями. Я участвую в ежегодном бильярдном турнире среди преподавателей и сотрудников Ошского государственного университета и дважды побеждал, дважды занимал второе место и один раз третье. Кроме того, я увлекаюсь фотографией. Вы также можете посмотреть некоторые из моих фотографий.
— Какой совет вы бы дали молодым людям, выбравшим историю?
— Прежде всего, я хотел бы поблагодарить молодых людей, выбравших историю. Потому что сегодня всё меньше людей интересуются историей. Когда-то все становились экономистами и юристами, а сейчас большинство перешло в IT-индустрию. Такие изменения происходят в зависимости от ценностей времени, верно? Однако молодые люди, выбравшие историю и языки, независимо от материальных интересов, не только получат обычную профессию, но и будут выполнять великие задачи, такие как сохранение и развитие нашего национального наследия. Я верю, что однажды их труд будет высоко оценен.
— С чего следует начать тем, кто делает первый шаг в архивоведение?
— Во-первых, им нужно получить информацию об архивах. Потому что существуют разные типы архивов. Например, в зависимости от региона, в соответствии с их специфическими особенностями. Затем, в зависимости от материалов, хранящихся в каждом архиве, нужно изучить каждый «гид» в каждом из них и узнать о фондах и документах, которые там хранятся. Это методический совет. Но в целом, я бы сказал тем, кто делает первый шаг к работе в архивах, самое важное — это работать с интересом и самоотдачей. Сегодня многие люди едут в архивы на 1-2 дня по «протоколу», фотографируются перед ними, и им говорят, что «в исследовательской работе использовались архивные источники», «исследователь побывал в архиве». Я же призываю вас отправиться в архивы с правильным намерением, с амбициозными целями и с уверенной надеждой на то, что вы найдете новые факты, узнаете то, чего не знаете, и проведете настоящее научное исследование.
— Какой совет вы бы дали современной молодежи, особенно тем, кто выбирает путь науки?
— Я бы напомнил вам хорошую поговорку «Всё зависит от намерения» и посоветовал бы вам сохранять свои намерения прямыми и стремиться к правильной цели на пути науки. Если так, я уверен, что Бог непременно поможет вам достичь этой цели. Высшая благородная цель всей этой научной деятельности должна заключаться в чистоте на пути Бога, честности перед людьми и, самое главное, в пользе для общества и государства. Но это непростая задача. Поэтому я бы посоветовал вам начать с чистой совестью и действовать искренне.
— Каковы ваши планы на будущее в научной, педагогической деятельности и личной жизни?
— Я желаю, чтобы знания, которые я передаю студентам в своей педагогической деятельности, были глубокими и всесторонними. Для этого вы должны сначала обладать ими сами. Поэтому я постоянно занимаюсь поиском и углублением пути науки и знаний. Даже в личной жизни я стараюсь быть добрым к родителям, любящим к братьям и сестрам, заботливым к супругу и детям, и относиться к друзьям с таким же уважением, следуя пути Аллаха, который меня создал. Однако порой суета жизни не позволяет мне проявлять такой идеализм.
![]()
Беседовала Зинагул Нуралиева