- Абдыганы Осмонович, Вы человек с многолетним опытом работы в ОшГУ. На какие этапы можно разделить историю развития университета?
- Как известно, история ОшГУ можно условно разделить на три этапа. 1939-1951-гг., 1951-1992-гг. и после 1992 года. В первые годы, когда общество нуждалось в учителях, были открыты педагогические училища. Затем, в период открытия школ 7-8-ми летним обучением, не полных средних школ, открыли учительский институт для подготовки учителей математики, физики, химии, кыргызского языка и литературы, истории и др. Ошский учительский институт был основан в 1939 году.
В 1942 году в Ош были эвакуированы Ростовский госуниверситет и пединститут, которые расположились в здании учительского института. Здесь до 1944 года плодотворно работали российские ученые, профессоры, доценты, функционировали лаборатории, библиотека. После отъезда ростовских вузов в Оше остались несколько российских ученых, специалистов, необходимые книги, лаборатории. В свое время они сыграли важную роль в формировании Ошского учительского института.
В 1951 году учительский институт был преобразован в Ошский государственный педагогический институт.
В 1982 году Указом президента КР Акаева ОГПИ получил статус Ошского государственного университета. С этого времени ОшГУ стал готовить не только педагогов, но и других специалистов для нужд разных отраслей экономики страны и стал вскоре признанным центром образования, науки и культуры.
С учетом богатого опыта, достижений и вклада в развитие страны ОшГУ наряду с 4 ведущими вузами Кыргызстана Указом Президента С. Жапарова был придан особый статус, целью которой яаляется за которткое время, сделав качественный скачок, войти в рейтинг ведущих мировых университетов. В настоящее время мы нацелены на решение поставленных задач.
Значит, большая ответственность лежит и на сфере, которую Вы курируете?
- Один из требований рейтинга - академическая репутация. Наряду с этим будут развиваться интернационализация образования, академическая мобильность, обмен специалистами, реализация совместных образовательных программ-программ двойного диплома. В этом направлении в нашем отделе проводится активная работа. Главная наша цель - достичь высокого уровня сотрудничества с иностранными и отечественными партнерами и тем самым повысить международный авторитет и престиж университета и создать для этого все условия.
- Как идет сотрудничество с зарубежными вузами?
-Сегодня мы имеем договоренности о сотрудничестве с более 300 зарубежными университетами мира. В последнее время подписали договоры с такими ведущими университетами мира , как университет Миссури, США, университет Пуатье,Франция, Быдгошский экономический университет, Польша, южночешский университет, Чехия, турецкие университеты Памуккале и Сивас Жумхуриет, МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Китайский центральный университет национальностей, университет Ханбат, Южная Корея, и др.
- Какая работа проводится в рамках сотрудничества?
-Здесь можно отметить обмен опытом, специалистами, академическая мобильность студентов, совместные образовательные программы, сотрудничество в сфере науки и культуры. Так, в 2021-2022 учебном году по академической мобильности 296 студентов и 214 преподавателей прошли обучение и обмен опытом в зарубежных университетах-партнерах.. По программе Эразмус+ в испанском университете -9, Марбургском университете, Германия - 1,в Южной Корее- 8, вузах Турции- 40, Казакстана и Узбекистана- свыше 100 студентов, России- 5. Наряду с этим по внутренней мобильности свыше 100 студентов обучались в университетах КР.
- Есть ли программы по поддержке студентов и преподавателей для выезда в зарубежные университеты?
- Такие программы есть. Эти программы используем в реализации академической мобильности студентов и преподавателей. Так, активно сотрудничаем с такими программами, как Эразмус+, Мевлана (Турция), ДААД(Германия), обменные программы ассоциации университетов ШОС, ITEC (Индия). Сегодня более 235 студентов ОшГУ проходят обучение в университетах-партнерах. Создаются условия для обуччения наших студентов в различных университетах Кореи, России, Европы, Японии, КНР.
- Поделитесь сведениями о тек, кто прибывает к нам по мобильности?
- Ежегодно по программам и поддержке фондов Эразмус+, Фулбрайт, ДААД, Туркия Диянет Вакфы, Ханьбан прибывают и работат в ОшГУ ученые, специалитсы из Европы, США, Турции, Китая, Кореи, Японии. В прошлом учебном году более 50 зарубежных профессор прочитали гостевые лекции в онлайн и офлайн формате. Так, профессор Бостонского университета Саффолк , стипендиант программы Фулбрайт Карлос Рафин прочитал лекцию студентам о системе обучения в США и поделился своим опытом предпринимательской деятельности в кыргызстане, профессор Джон Стасинопоулос, прибывший по программе посольства США в Кыргызстане “English Language Fellow” в течении одного семестра работал на факультете мировых языков и культур, проводил занятия и семинары-тренинги для преподавателей и студентов. Десятки преподавателей из Турции, Китая, Кореи, Японии работают в ОшГУ в течении года.
- Расскажите о факультетах и специальностях, открытых на основе международного сотрудничества?
- Первым в 1993 году был открыт теологический факультет согласно договора с университетом Анкара. Затем в 1996 году совместно с Портленским университетм США был открыт факультет бизнеса и менеджмента. В 2013 году на основе договора с Синьзяньским педагогическим университетом открыли кыргызско-китайский факультет(институт Конфуция). В рамках сотрудничества с университетами Турции, России, Европы была открыта высшая школа международных образовательных программ.
Беседовал:
Тургунбай Алдакулов,
редактор газеты “Дидактика”