Вопрос перехода к 12-летнему обучению в школах поднимался и ведется с первых лет обретения суверенитета. Но по разным объективным причинам, экономическим, прежде всего, неготовности системы образования, отсутствия политической воли руководителей страны он всё время откладывался.
![]()
Надо отдать должное нынешнему руководству страны за стремление и решительность превратить страну в процветающее государство через модернизацию образовательной системы.
С переходом к новой системе школьного образования начинается новый этап в дальнейшем развитии Кыргызстана.
Концепция и решение руководства страны о переходе Кыргызстана на 12-летнюю систему общего образования вызвали неподдельный интерес. Широкая общественность, эксперты, организаторы образования, родители активно включились в обсуждение нововведения.
![]()
Разные взгляды и подходы, порой противоборствующие и взаимоисключающие, нашли отражение в дискуссиях. Но ясно одно, что действующая система школьного образования больше не отвечает требованием времени, не соответствует современным вызовам. Она не признается международным сообществом и не может полностью интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Именно основываясь на международные стандарты и успешные практики других стран, Министерство образования и науки республики разработало данную концепцию, призванную повысить качество образования, развить необходимые сегодня навыки и знания у школьников, а также обеспечить конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда.
![]()
В соответствии с переменами в школе должна измениться и деятельность высших учебных заведений. И здесь у нас есть не мало вопросов: как будем переходить к новой системе, с какого года начнем прием первых выпускников 12-летнего обучения, по какой программе и на каком уровне - бакалавриате или магистратуре - будем готовить педагогов с учетом новой системы и др.
![]()
Словом, вузы должны быть готовы к реформе школьного образования и не только быть готовы, а логически продолжать непрерывное образование выпускников школ с тем, чтобы подготовить специалистов, способных реализовать свой профессиональный потенциал в условиях постоянно меняющегося мира.
В настоящее время вузы как готовили педагогических специалистов по определенным направлениям, так и продолжают готовить. Между тем ветер перемен уже обдувает университетские стены. В связи с этим суть концепции и грядущих изменений в системе школьного образования разъясняем профессорско-преподавательскому составу и студентам.
Доводим до сведения коллег, студентов, родительского сообщества сведения о том чем вызвана школьная реформа, в чём состоит её смысл и содержание, какие цели ставятся и какую пользу принесёт новая система людям, обществу и государству.
![]()
На мой взгляд, достоин внимания система вузовского образования в Пакистане, с которой я познакомился посетив университет Ага Хана в Карачи в составе кыргызской делегации во главе с министром Докдуркул Кендирбаевой.
Здесь, в институте развития образования действует модель, суть которой заключается в том, что в бакалавриате готовят только узких специалистов, например, математиков, и обучают сугубо математические дисциплины. При этом выпускник-бакалавр не может идти работать в школу. Для этого ему необходимо будет отучиться ещё 1,5 года в магистратуре, где усвоит педагогические дисциплины, психологию, методику преподавания, пройдет педагогические практики и получит диплом учителя, дающий право заниматься педагогической деятельностью в школе. Такой подход осуществляется и по другим направлениям.
![]()
Используя эту модель, мы могли бы решить ряд актуальных сегодня проблем. Так, реализовать коллабарацию предметов или объединение предметов по направлениям, что подразумевает переход на 12-летнее обучение. То есть вузы будут готовить, например, учителей физико-математического направления, когда один учитель сможет преподавать математику, физику и информатику или естественно-научного направления-учителей биологии, химии и географии. Постепенно это приведет в разработке общих учебников по направлениям. Это, несомненно, решит нагрузку и нехватку педагогов на местах и повысит качество образования и подготовку специалистов.
С окончательным переходом на новую систему школьного образования, первые выпускники которой предполагаются в 2028 году, сроки обучения в бакалавриате могут сократиться до 3-х лет за счет переноса педагогических дисциплин, психологии, методики преподавания предметов и педагогических практик на магистратуру, где обучение предполагает полтора года. Так что сроки обучения по сравнению с нынешними практически не увеличатся.
![]()
Причем магистратура не будет ждать только выпускников бакалавриата, желающих стать педагогами, а может реализовывать образовательные программы по подготовке педагогов для выпускников не педагогических направлений. Так, диплом учителя может получить программист и преподавать в школе информатику или юрист, пройдя курс магистратуры по педагогическим дисциплинам, вести занятия по обществоведению.
Здесь следует подчеркнуть то, что если мы перейдем с нового учебного года к такой модели магистратуры, то выпускники бакалавриата уже не могут работать в школе. То есть такое положение должно быть закреплено законодательно.
В сложившейся у нас ситуации, когда 4 года обучаем в бакалавриате и два года в магистратуре, до конца не можем ответить, кого готовим и чем выпускники этих ступеней отличаются принципиально. Возможно, только в небольшой разнице в зарплате.
![]()
В условиях новой модели высшего образования уже видна будет разница между бакалавриатом и магистратурой и их ответственность. Если выпускник не может решить математические задачи, значит это недоработка бакалавриата, ну а если он хорошо владеет предметом, но хромает в методике преподавания, значит виновата магистратура.
На подобные недостатки в подготовке специалистов может и должен указывать работодатель. О них должен знать вуз и поэтому учебное заведение должно отслеживать своих выпускников, держать с ними постоянную связь. И в целях поддержания их профессиональной кондиции иметь отлаженную систему переподготовки и повышения квалификации учителей. Другими словами, каждый учитель периодически, скажем через каждые 5 лет, в обязательном порядке должен пройти курсы повышения профессиональной квалификации.Со временем учителя должны прийти к пониманию необходимости своего профессионального развития, чтобы улучшить свои предметные и педагогические знания и дальше развивать навыки учащихся в соответствии с требованиями и потребностями общества.
![]()
Реалии сегодняшнего дня показывают нам, что выпускники педагогических специальностей, пусть даже окончившие с красным дипломом, уже не отвечают требованиям новой школы, не смогут работать по-новому. А значит не актуальны. Надо менять подход к образованию, надо идти в ногу со временем.
Эти и другие вопросы, связанные с грядущими изменениями в образовательной деятельности университета, мы обсудили с коллегами и предложили руководителям институтов, кафедр внести свои предложения в части изменения учебных программ.
Здесь нужно провести большую комплексную работу по обновлению государственных стандартов, изменению и переработке программ, учебных планов, разработке и внедрению новых образовательных IT-технологий, которые должны быть разработаны с использованием компетентностного педагогического подхода.
![]()
Следует также создать новые учебные и методические пособия и выработать и опробовать новую методику и методические подходы в обучении.
Таким образом высшие учебные заведения должны уже сегодня быть готовыми к процессу трансформации образования, который станет основой для подготовки молодых людей, обладающих компетенциями, необходимыми для успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, современных специалистов, способных сделать страну конкурентоспособной на региональном и глобальном уровнях.
Данный материал можно прочитать в газете "Кут билим" "Кут Билим" гезитинин сайтынан да окусаныздар болот
Ректор ОшГУ, профессор К.Кожобеков,